ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ХIX ВЕКА. НАЧАЛО ШАХТНОЙ ДОБЫЧИ ИЛЕЦКОЙ СОЛИ
Мы продолжаем цикл материалов об истории добычи соли в Оренбургской степи, основанный на трудах Владимира Лапина – члена Союза художников России, скульптора, краеведа, автора книги «Соль-Илецк. Хронология».
«В 1876 году Оренбург бал соединён железной дорогой с г. Самарой, а тем самым и с центром всероссийского капиталистического рынка – Москвой. Гужевая транспортировка соли теперь осуществлялась только до Оренбурга – 77 км.
В былые времена речка Песчанка, протекающая через город, во время весеннего половодья приносила немало бед, смывая всё на своём пути, грозя полностью затопить открытый карьер добычи соли, что позже и случилось. Руководство солерудника во все времена прикладывало громадные усилия для борьбы с этой стихией. При полном отсутствии строительной техники приходилось все работы по укреплению берегов, строительству дамб и плотин выполнять вручную. Толку от этого было мало и каждый год всё приходилось делать заново.
По проекту горного инженера Яковлева были заложены две шахты: подъёмная и воздушная друг от друга на расстоянии 42 метров. Шахты строили восемь лет на глубину 42-45 метров. Высота камеры составляла чуть более 4-х метров. При добыче соли стали применять взрывной способ при помощи аммонала. Рабочие отвозили вагонетки к подъёмной паровой машине в 40 лошадиных сил. Построили мельницу для размола комовой соли на 6 постов с паровой машиной, были поставлены установки для освещения шахт.
Преимущество шахтной добычи было в том, что она позволяла вести работы в течение всего года, днём и ночью. Первое время соль получалась грязной, т.к. «настолько была покрыта продуктами сгорания пороха». Шахтная добыча соли производилась, как и сто лет назад – с помощью топоров, клиньев, «барсов», т.е. такими же орудиями, какими добывалась соль в открытом карьере. Вместо 7 миллионов пудов в год, промысел давал всего 1,5 млн., что свидетельствовало о хроническом застое. Главная причина — это варварская эксплуатация арестантов илецкой каторжной тюрьмы, труд которых был слишком малопризводительным. Техника безопасности на шахтной работе почти отсутствовала, травматические повреждения были обычным явлением.»
Продолжение истории поиска новых торговых путей и организации соляного промысла в Яицкой степи в наших следующих публикациях.
Источник: http://togeo.ru
0 комментариев